#ТЕТРАДЬ

МСФО; IFRS МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

 

С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Board of the International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2001 году IASC был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (IASB). В апреле 2001 года IASB принял существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS.

 

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis),принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

 

 

ГДЕ ПРИНЯТЫ МСФО?

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

 

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании будут в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний. (Эта информация оказалась недостоверной и никакого перехода в 2014 году не будет)

 

!Летом 2012-го года SEC выпустил, огорчительный для Big4 и других сторонников IFRS, обширный отчет по исследованию перехода на IFRS, где он не сделал рекомендации к переходу. Единственная надежда сторонников IFRS — на то что Барак Обама прокатил автора этого отчета Элис Волтер мимо председателя SEC и назначил Мэри Джо Вайт (бывшего прокурора южного Манхэттена) председателем SEC — по сути это его политическое решение. Ее муж был автором road map в 2008 году со стороны SEC и впоследствии он много появлялся в компаниях Big4. Судя по качеству нового состава комиссионеров SEC все идет к принятию IFRS в США, но это будет точно не 2014 год. Будет как минимум 5-летний переходный период. Далеко не все в США рады этому, например, Макдональдс и так работает эффективно, для него ничего, кроме затрат, это не предполагает. Поскольку IFRS является консенсусом национальных бухучетов, его качество, как дань консенсусу, по некоторым оценкам хуже чем у US GAAP. При новом председателе SEC активизировалась работа по сходимости стандартов US GAAP и IFRS. Одним из ключевых неустранимых противоречий является проблема netting/offsetting по финансовым инструментам в балансе. Летом 2013 года сменился председатель FASB с более жесткого на более лояльного к IFRS, бывшего партнера Биг4, что увеличивает шансы на принятие IFRS в США).

МСФО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 1998 годув России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации (банки) обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО. Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности(СФО) с июня 2006 года. В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями.
Консолидированную отчетность в соответствии с МСФО должны публиковать:

-Кредитные организации;

-Страховые организации;

-Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

 

В 2011 году принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ. МСФО станут применять для консолидированной отчетности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.

В 2011 году были признаны применимыми на территории РФ первые 63 стандарта и интерпретаций. Консолидированная финансовая отчетность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчетности за 2012 год.

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации. Полные тексты МСФО на русском языке и учебные материалы доступны на сайте Министерства.

 

 

ПОЧЕМУ МСФО?

Необходимо отметить, что международные стандарты финансовой отчетности – это не стандарты бухгалтерского учета как, например, российские ПБУ. В МСФО нет плана счетов, бухгалтерских проводок, первичных документов или учетных регистров. МСФО – это стандарты отчетности как заключительного этапа бухгалтерской работы. Они не предъявляют никаких специальных требований непосредственно к счетоводству. Принципиальная особенность международных стандартов в том, что при работе с отчетностью они рекомендуют отталкиваться не от законодательных норм, а от экономических реалий. Таким образом, одним из основных принципов МСФО является приоритет экономического содержания над формой. Российские стандарты, построенные на основе международных, также провозглашают приоритет содержания над формой, однако в реальности данный принцип не всегда выполняется. Так, например, в соответствии с ПБУ привилегированные акции – часть капитал компании, однако по свое экономической природе у таких ценных бумаг не много отличий от облигаций. МСФО указывает на такие особенности и рекомендует не включать их в состав капитал.

ЗАКОНОПРОЕКТ «О консолидированнойотчетности по МСФО»

Отчетность по МСФО подготавливается путем трансформации (преобразования) отчетности, составленной по национальным стандартам. МСФО может быть полезна и при составлении индивидуальных финансовых отчетов компаний. Однако в больше степени она применяются для составления консолидированной отчетности группы взаимосвязанных компаний, сами стандарты признают необходимость такого подхода для получения объективных результатов. Именно по этому, внесенный в Госдуму законопроект «О консолидированной отчетности по МСФО» предполагает в первую очередь (начиная с отчетности за 2004 год) представление отчетности по МСФО открытых акционерных обществ, чьи ценные бумаги допущены к обращению на рынке ценных бумаг. Для компаний, удовлетворяющих эти условия, но уже представляющих консолидированную отчетность по иным правилам, получившим международное признание, по законопроекту разрешается перейти на МСФО с отчетности за 2008 год.

 

 

ТРУДНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МСФО

Разные аудиторы указывают на те или иные трудности, возникающие при внедрении МСФО в России. Все замечания профессионалов можно обозначить пятью пунктами:

 

— Технический момент – отсутствие перевода стандартов МСФО на русский язык. Все стандарты написаны на английском языке, этот язык считается основным. А профессиональным переводом стандартов на иностранные языки занимаются лишь специалисты КМСФО и переведенные экземпляры подвергаются обсуждению по подобию самих стандартов, в связи с чем появляются большие задержки с выходом официальных стандартов на русском языке.

— Трудность, о которой уже шла речь. Не всегда в российских стандартах выполняется приоритет экономического содержания над формой, что искажает отчетность по национальным стандартам и делает её более тяжелой для трансформации.

— Различие оценки активов и обязательств. Здесь наблюдаются различия в классификации имущества и обязательств в разных системах отчетности. Кроме того, МСФО в ряде случаев требует справедливой или рыночной оценки активов, что бывает практически невозможно сделать в условиях РСБУ.

— Различие в объемах раскрываемой информации. МСФО требует раскрытие информации о большем круге зависимых лиц, информации которую в российских условиях не всегда можно получить.

— Различие законодательной базы. Бухгалтерский учет любой страны как совокупность национальных стандартов всегда является составной частью законодательства государства. Учет никогда не может противоречить ему, кроме того, он пользуется терминами и понятиями национального гражданского и налогового законодательства. А изменение этих основ представляется невозможным на настоящий момент. Поэтому и возникают противоречия, не поддающиеся корректировки.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО (IFRS)) это стандарты и разъяснения, принятые Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (Правление КМСФО).

 

Они состоят из:

— Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS)

— Международных стандартов финансовой отчетности (IAS)

— Разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО)

— Разъяснений, подготовленных ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР)

 

МСФО (IFRS) — International Financial Reporting Standards. Стандарты разработанныеСоветом по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО (IASB)) с апреля 2001года по настоящее время. * В 2001 году Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC) был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчётности СМСФО (IASB). В апреле 2001 года IASB принял (adopted) существовавшие IAS и продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS.

МСФО (IAS) — International Accounting Standards. Стандарты разработанные Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), (Board of the International Accounting Standards Committee (IASC)) с 1973 по 2001 год.

КРМФО (IFRIC) — International Financial Reporting Interpretations Committee. Разъяснения от Комитета по разъяснению международной финансовой отчетности (КРМФО).

ПКР (SIC) — Разъяснения от ранее действовавшего Постоянного комитета по разъяснениям (ПКР).

 

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)

Название
МСФО (IFRS) 1 Первое применение международных стандартов финансовой отчетности
МСФО (IFRS) 2 Платеж, основанный на акциях
МСФО (IFRS) 3 Объединения бизнеса
МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования
МСФО (IFRS) 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность
МСФО (IFRS) 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых
МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации
МСФО (IFRS) 8 Операционные сегменты
МСФО (IFRS) 9
Финансовые инструменты
МСФО (IFRS) 10
Консолидированная финансовая отчетность
МСФО (IFRS) 11
Совместная деятельность
МСФО (IFRS) 12
Раскрытие информации об участии в других предприятиях
МСФО (IFRS) 13 Оценка справедливой стоимости

Международные стандарты финансовой отчетности (IAS)

Название
МСФО (IAS) 1 Представление финансовой отчетности
МСФО (IAS) 2 Запасы
МСФО (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств
МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
МСФО (IAS) 10 События после окончания отчетного периода
МСФО (IAS) 11 Договоры на строительство
МСФО (IAS) 12 Налоги на прибыль
МСФО (IAS) 16 Основные средства
МСФО (IAS) 17 Аренда
МСФО (IAS) 18 Выручка
МСФО (IAS) 19 Вознаграждения работникам
МСФО (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи
МСФО (IAS) 21 Влияние изменений обменных курсов валют
МСФО (IAS) 23 Затраты по займам
МСФО (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах
МСФО (IAS) 26 Учет и отчетность по пенсионным планам
МСФО (IAS) 27 Отдельная финансовая отчётность
МСФО (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия
МСФО (IAS) 29 Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике
МСФО (IAS) 32 Финансовые инструменты: представление информации
МСФО (IAS) 33 Прибыль на акцию
МСФО (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность
МСФО (IAS) 36 Обесценение активов
МСФО (IAS) 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
МСФО (IAS) 38 Нематериальные активы
МСФО (IAS) 39 Финансовые инструменты: признание и оценка
МСФО (IAS) 40 Инвестиционное имущество
МСФО (IAS) 41 Сельское хозяйство

Разъяснения КРМФО (IFRIC)

Название
IFRIC 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах
IFRIC 2 Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты
IFRIC 4 Определение наличия в соглашении признаков договора аренды
IFRIC 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации
IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке – рынке отходов электрического и электронного оборудования
IFRIC 7 Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике»
IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчетность и обесценение
IFRIC 12 Концессионные соглашения на предоставление услуг
IFRIC 13 Программы лояльности клиентов
IFRIC 14 МСФО (IAS) 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь
IFRIC 15 Соглашения на строительство объектов недвижимости
IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию
IFRIC 17 Распределение неденежных активов в пользу собственников
IFRIC 18 Передача активов от клиентов
IFRIC 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами
IFRIC 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения

Разъяснения ПКР (SIC)

Название
SIC 7 Введение Евро
SIC 10 Государственная помощь – отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью
SIC 15 Операционная аренда — стимулы
SIC 25 Налоги на прибыль – изменения налогового статуса предприятия или его акционеров
SIC 27 Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды
SIC 29 Раскрытие информации – концессионные соглашения на предоставление услуг
SIC 31 Выручка – бартерные операции, включающие рекламные услуги
SIC 32 Нематериальные активы – затраты на веб-сайт

Стандарты МСФО (IFRS)

РАЗДЕЛ ОБНОВЛЯЕТСЯ

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРДИЛИ СТАНДАРТЫ МСФО.

ИХ ТЕКСТЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ

Концептуальные основы составления финансовой отчетности по МСФО

МСФО (IFRS) 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности (см.также Статью «Первое применение МСФО«)

МСФО (IFRS) 2 Выплаты на основе акций

МСФО (IFRS) 3 Объединение бизнеса

МСФО (IFRS) 4 Договоры страхования

МСФО (IFRS) 5 Внеоборотные активы, удерживаемые для продажи и прекращенная деятельность

МСФО (IFRS) 6 Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов

МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации

МСФО (IFRS) 8 Операционные сегменты

МСФО (IFRS) 9 Финансовые инструменты

МСФО 10 Консолидированная финансовая отчетность (с 01.01.2013 заменяет МСФО 3, МСФО (IAS) 27, ПИК 12)

МСФО 11 Совместные предприятия (с 01.01.2013 заменяетМСФО (IAS) 31)

МСФО 12 Раскрытие информации об инвестиция в компании

МСФО 13 Оценка по справедливой стоимости

МСФО (IFRS) 16 Аренда

МСФО 1 Представление финансовой отчетности

МСФО 2 Запасы (см. также Учет Запасов в МСФО)

МСФО 7 Отчет о движении денежных средств

МСФО 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетных оценках и ошибки (см. также Комментарий к МСФО 8 в разделе Трансформация)

МСФО 10 События после отчетной даты

МСФО 11 Договоры на строительство (официальный текст Минфина)

МСФО 12 Налог на прибыль

МСФО 16 Основные средства (см. также Учет Основных средств по МСФО)

МСФО 17 Аренда

МСФО 18 Выручка (см. также Учет Выручки в МСФО)

МСФО 19 Вознаграждения работникам

МСФО 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи

МСФО 21 Влияние изменений обменных курсов иностранных валют

МСФО 23 Затраты, связанные с привлечением заемных средств

МСФО 24 Раскрытие информации о связанных сторонах

МСФО 26 Учет пенсионных планов

МСФО 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчетность

МСФО 28 Инвестиции в ассоциированные предприятия

МСФО 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляционной экономики

МСФО 31 Участие в совместном предпринимательстве

МСФО 32 Финансовые инструменты_представление

МСФО 33 Прибыль на акцию

МСФО 34 Промежуточная финансовая отчетность

МСФО 36 Обесценение активов

МСФО 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (См. Учет резервов по МСФО)

МСФО 38 Нематериальные активы

МСФО 39 Финансовые инструменты_признание и оценка

МСФО 40 Инвестиционное имущество

МСФО 41 Сельское хозяйство

МСФО для малых предприятий

 

Разъяснения:

КР МСФО 1 Изменения существующих обязательств по выводу активов из эксплуатации, восстановлению участка и других подобных обязательств

КР МСФО 2 Доли членов кооперативных предприятий и подобные инструменты

КР МСФО 4 Порядок определения наличия в соглашении признаков аренды

КР МСФО 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации

КР МСФО 6 Обязательства, возникающие в результате участия на специфическом рынке — отработавшее электрическое и электронное оборудование

КР МСФО 7 Применение метода пересчета согласно МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляционной экономики»

КР МСФО 8 Сфера применения МСФО (IFRS)

КР МСФО 9 Повторная оценка встроенных производных инструментов

КР МСФО 10 Промежуточная финансовая отчетность и обесценение

КР МСФО 11 МСФО (IFRS) 2 — сделки с акциями предприятий группы и собственными акциями

КР МСФО 12 Концессионные договоры на представление услуг

КР МСФО 13 Программы, направленные на повышение лояльности покупателей

КР МСФО 14 Ограничение величины актива по установленным выплатам, требования о минимальной сумме финансирования и их взаимодействие

КР МСФО 15 Соглашения на строительство объектов недвижимости

КР МСФО 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию

КР МСФО 17 Распределение неденежных активов в пользу собственников

КР МСФО 18 Передача активов от клиентов

КР МСФО 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами

ПКР-7 Введение Евро

ПКР-10 Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью

ПКР-12 Консолидация — предприятия специального назначения

ПКР-13 Совместно контролируемые предприятия — немонетарные вклады участников

ПКР-15 Операционная аренда — стимулы

ПКР-21 Налог на прибыль — возмещение стоимости переоцененных неамортизируемых активов

ПКР-25 Налог на прибыль — изменение налогового статуса предприятия или его акционеров

ПКР-27 Установление сущности договоров, юридически оформленных как аренда

ПКР-29 Раскрытие информации — концессионные договоры на представление услуг

ПКР-31 Выручка — бартерные операции, связанные с рекламными услугами

ПКР-32 Нематериальные активы — затраты на Интернет-сайт

 

Последняя официальная редакция МСФО находится на сайте Комитета МСФО (iasb.org).