Вар.1

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, её структуру и взаимосвязь объединённых в ней бюджетов.

Бюджетная система страны – это совокупность всех видов бюджетов и внебюд фондов, основанная на экон-их отношениях и юр нормах.

В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным кодексом, бюджетная система состоит из 3-х уровней:

1.Федеральный бюджет и бюджеты гос внебюд фондов.

2.Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных внебюд фондов

3.Местные бюджеты.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации образуют понятие консолидированного бюджета, который не утверждается и не используется в целях анализа.

Консолидированные бюджеты субъектов федерации выполняют функцию объединения бюджетных показателей по отдельным территориям. В них проявляются результаты разработки и реализации бюджетной политики в отдельном регионе.

Бюджетная система основывается на следующих принципах:

  1. Принцип единства.

Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы.

  1. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Состоит в закреплении соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, субъектов федерации и местного самоуправления.

  1. Принцип самостоятельности бюджетов.

Включает: право законодательных органов власти и местного самоуправления самостоятельно осуществлять свой бюджетный процесс. Наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня, закреплённых законодательно. Право органов государственной власти и местного самоуправления определять направление расходования своих бюджетных средств.

  1. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.

Означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объёме.

  1. Принцип сбалансированности бюджета

Определяет, что весь объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и, в случае необходимости, включать источники покрытия бюджетного дефицита.

  1. Принцип гласности.

Означает обязательное опубликование утверждённых бюджетов и отчётов об их исполнении, полноту этой информации и её доступность.

  1. Принцип достоверности бюджетов.

Означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития страны и отдельных территорий и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

Вар.2

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ и Бюджет¬ным кодексом РФ

Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный за¬кон о федеральном бюджете РФ на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие феде¬ральные законы, законы субъектов федерации, норматив¬но-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам

Государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев и включает: 1. федеральный бюджет; 2. бюджет субъектов РФ 3. местные бюджеты (городских, рай¬онных, поселковых, сельских). Бюджетная система представляет собой совокупность отношений возникающих между различными субъектами в процессе: 1. Формирования и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов внебюджетных фондов , осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования гос и муниципального долга

2. Составление и рассмотрение проектов бюджетов системы , их утверждение и исполнения, контроля за их исполнением. Насчитывается: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется для расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределении и использовании бюджетных средств

В соответствии с действующим законодательством бюджетная система страны строится на принципах: 1. единства бюджетной системы РФ; 2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; 3. самостоятельности бюджетов; 4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5. сбалансированности бюджета; 6. эффективности и экономности использования бюджетных средств; 7. общего (совокупного) покрытия расходов; 8. гласности; 9. достоверности бюджета; 10. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Вар.3

Бюджетная система РФ, ее уровни и принципы построения.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос.внебюджетных фондов. Бюджетное устройство страны определяется Конституцией и государственным устройством.

бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень – местные бюджеты.

Сегодня бюджетная сист. России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных бюджетов, включая 1 автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Федеральный бюджет служит основным финансовым планом гос-ва, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и исп. для целей гос. регулирования экономического развития страны и реализ. социальной политики. Кроме того за счет ср-в федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов гос. управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание госдолга, пополнение государственных запасов.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

1) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней

системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:

1) Бюджетным кодексом Российской Федерации (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный акт;

2) соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

3) указами Президента Российской Федерации;

4) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

5) соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (о внебюджетных фондах см. гл. 11). Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт — Петербурга;

— местные бюджеты.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Российской Федерации. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования*, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей

территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты

субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — порядок распределения доходов государственного бюджета.

Согласно законодательству РФ, бюджетное регулирование, являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Существует четыре группы методов бюджетного регулирования:

1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2) перераспределение самих бюджетных источников;

3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих;

4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других.

По существу это — регулирование, осуществляемое вышестоящими органами государственной власти в целях выравнивания доходов бюджетов территориальных образований, отстающих в своем социально-экономическом развитии.