Вар.1

Финансовая система — это совокупность законов, правил, норм, финансовых учреждений, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовые отношения осуществляются в денежной форме, посредством их устанавливаются экономические взаимосвязи в процессе осуществления деятельности субъектов. Неотъемлемым элементом финансовой системы являются финансы.
Финансовые отношения — понятие более узкое, чем денежные отношения. Они являются составной частью последних, так как связаны только с движением фондов денежных средств. В финансовые отношения не входят отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле, с оплатой транспортных, бытовых, зрелищных, коммунальных услуг.

Финансовые отношения складываются: между государством и фирмами; фирмами и банками; внутри предприятий; между различными уровнями государственного управления; государством и населением.

Субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации, физические лица, население.

Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы — совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект (чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию (обновление), налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы).

Сущность и роль финансов проявляется в их функциях

Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода.

Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства (воссоздание израсходованных факторов производства).

Вторичное распределение обеспечивает образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения функций, а также целевых фондов предприятий, фирм, организаций и доходов населения.

Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов посредством информации через различные финансовые показатели на основе их сравнения с нормативными (нормами, нормативами).

Такими показателями являются прибыль, рентабельность, выручка, амортизация. Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию и внедрению инноваций.

Выполнение функций финансов осуществляется через финансовую систему, основными звеньями ее структуры выступают:

Бюджеты — республиканский и местный;
фонды социального, имущественного и личного страхования;
валютные резервы государства;
финансы субъектов хозяйствования и населения.

Финансовая система включает законы, декреты, указы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие денежные и финансовые отношения. Финансовая система включает централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы:
бюджеты всех уровней;
внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, государственный фонд занятости, обязательного медицинского страхования);
кредиты.

Децентрализованные финансы состоят из финансов:
фирм, предприятий, содержащих фонды:
накопления;
амортизационных отчислений;
потребления;
резервный;
организаций и учреждений;
домашних хозяйств.

Финансовая система строится на определенных принципах. Основными являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый предполагает сосредоточение в руках высших органов государственной власти права на мобилизацию и направление преобладающей части финансовых средств на осуществление государственных программ. Он характерен для плановой экономики.
Принцип фискального федерализма означает распределение полномочий между республиканскими (федеральными) и региональными властями и осуществление функций отдельными звеньями системы по использованию финансов исходя из потребности обеспечения общенациональных приоритетных и первоочередных целей (социальная сфера, оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность и др.) Источником их финансирования является государственный бюджет.

Вар.2

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и гос. устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюд. субъектов РФ, местных бюд. и бюд. госуд. внебюджет. фондов.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денеж.ср-в, предназначенных для финан. обеспеч. задач и функций гос-ва и мест. самоуправления.

Уровни БС РФ

  1. федеральный бюджет и бюджеты госуд. внебюджет. фондов
  2. бюджеты субъектов РФ и бюдж. территориал. госуд. внебюджет. фондов
  3. местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Система БФ предполагает механизм бюджетных и межбюджет-х отношений, который включает:

1) разделение налоговой базы посредством фб, рб и мб,

2) установление совместной налоговой базы (федеральные налоги являются совместными налогами),

3) систему фин. трансфертов,

4) доп. фин. помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций,

5) целевая фин. помощь, связанная с финансированием федеральных программ в из территориальном аспекте,

6) межбюджетные ссуды.

Федеральный бюджет и бюджеты гос. внебюд. фондов разраб, и утв. в форме ФЗ, бюджеты субъектов РФ и бюджеты терр. гос. внебюд. фондов – законов субъектов РФ, местные бюджеты – правовых актов предст. органов местного самоупр. либо в порядке, уст, уставами мун. образований. Годовой бюджет составляется на один финансовый год (= календ.).

Принципы БС РФ

1) П. единства бюджетной системы → единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства

2) П. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы → закрепление соответст. видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами гос.

власти РФ, органами гос-ой власти субъектов и органами местного самоуправления.

3) П. самостоятельности бюд. → право законодат. (представит.) органов гос. власти и органов МСУ на каждом уровне БС РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

4) П. полноты отражения доходов и расходов → все доходы и расходы бюд., бюд. гос-ых внебюд-ых фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах гос-ых внебюд-ых фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

5) П. сбалансированности бюджета → объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, т.е.е расходы покрываются дох-ми и источниками фин-ния.

6) П. эффективности и экономности использования бюджетных средств → необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7) П. общего (совокупного) покрытия расходов → все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8) П. гласности → обязат. опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федер. бюджета.

9) П. достоверности → надежность показателей прогноза социально-экономического развития соотв. территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10) П. адресности и целевого характера → бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

Вар.3