Вар.1

Вар.2

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его принципы и методы организации, а его структурные элементы и звенья образует в совокупности систему контроля.

Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро — и макроуровнях, выявлении нарушений законодательства и принятии адекватных управленческих решений и реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются: обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования; выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления; рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования; соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности; повышение эффективности финансовой политики государства.

В качестве объекта финансового контроля выступают процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы. Это, прежде всего, Министерство финансов РФ, Федеральное Казначейство РФ, которое действует исходя и принципа единства кассы, т.е является органом, единолично осуществляющим кассовое обслуживание бюджета. К субъектам контроля относятся и другие государственные контрольные органы и структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования, органах государственной власти и местного самоуправления, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Счетная палата РФ организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением статей федерального бюджета и внебюджетных фондов, контролирует законность и своевременность движения бюджетных средств и др.

Учреждения Центрального банка РФ осуществляют обслуживание счетов всех бюджетов бюджетной системы РФ по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и непосредственно исполнение бюджетов.

Налоговый контроль в России осуществляют органы Федеральной налоговой службы РФ, таможенные органы, органы, контролирующие уплату госпошлины и других сборов.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

— планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля, формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

— проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

— систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

— реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Процедура финансового контроля должна соответствовать следующим принципам:

o законности, что предполагает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с духом и буквой закона;

o независимости, что означает независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) и предусматривается действующим законодательством;

o объективности, что предполагает отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования, обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий;

o гласности, что предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны;

o ответственности, что предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям;

o разграничения функций и полномочий, что означает отсутствие дублирования в деятельности органов финансового контроля;

o системности, что означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

К методам финансового контроля относятся конкретные способы осуществления контрольных действий и операций, которые составляют процедуры контроля.

Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.

Информационная база финансового контроля объединяет всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект контроля, его специфику (связанную, например, с отраслевыми особенностями), а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии.

Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает качество информации, т. е. ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость.

Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, главная задача которого — предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает:

— финансово-правовые акты, в которые входят законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

— стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету контроля;

— кодексы профессиональной этики;

— методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, замораживание расходов, приостановка операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации.

Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение подобных нарушений. Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований.

Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям: времени проведения; субъектам контроля; сфере финансовой деятельности; форме проведения; методам проведения.

Сводная схема классификации видов финансового контроля

Вар.3
Определение финансового контроля
Финансовый контроль – это
-неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций;
-законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
-совокупность целенаправленных мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.
Объект финансового контроля
Это – различные стороны хозяйственной деятельности предприятий, организаций и других участников финансовых процессов
Это — процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей.
Субъекты финансового контроля
Это — специально уполномоченные органы, а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.
Основные понятия финансового контроля
Процесс финансового контроля – это процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, осуществляемой с использованием определенных методов.
Методы финансового контроля – это конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.
Форма контроля – это внешнее выражение контрольных действий и операций.
Процедура контроля – это установленный порядок осуществления контрольных действий и операций.
Механизм финансового контроля — это определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами.
Виды контроля
Государственный контроль — это финансовый контроль за своевременностью полнотой мобилизации государственных ресурсов, законностью расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, за соблюдением правил учета и отчетности.
Цель государственного контроля – максимизировать поступления ресурсов в казну государства и минимизировать государственные издержки управления.
Негосударственный контроль – это внутрифирменный финансовый контроль.
Цель негосударственного контроля – минимизировать благодаря механизму оптимизации налогооблагаемый базы свои отчисления в пользу государственной казны и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

  • Стратегический контроль – это контроль за всеми направлениями развития хозяйственной системы через контроль за движением ее денежных средств.
  • Оперативный контроль – это контроль за конкретными качественными и количественными параметрами развития финансовой системы.

Принципы организации финансового контроля

  • 1) независимость;
  • 2) законность;
  • 3) объективность;
  • 4) ответственность;
  • 5) компетентностью;
  • 6) гласность;
  • 7) результативность контроля;
  • 8) разграничение функций и полномочий;
  • 9) системность;
  • 10) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  • 11) неподкупность субъектов контроля;
  • 12) обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  • 13) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
  • 14) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  • 15) согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Меры принуждения при неисполнении или ненадлежащем исполнении участниками процесса контроля своих прав и обязанностей

  • -Предупреждение
  • — Наложение штрафа
  • — Начисление пени
  • — Запрещение или ограничение деятельности
  • — Запрещение на осуществление тех или иных операций
  • — Изъятие материальных и денежных средств
  • — Конфискации.

Классификация форм контроля

  • По регламенту осуществления:

а) обязательный (внешний) – это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово – бухгалтерской отчетности и т.п.);
б) инициативный (внутренний);

  • По времени проведения:

а) предварительный, т.е. до совершения финансовых операций, призван предупреждать финансовые нарушения;
б) текущий (оперативный) проводится в момент совершения сделок;
в) последующий (финишный, результирующий) путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности;

  • По степени охвата:

а) сплошной и выборочный;
б) тематический и комплексный;
в) полный и частичный.
Классификация форм контроля (продолжение)

  • По уровню проведения:

а) государственный;
б) внешний (со стороны кредиторов или инвесторов);
в) ведомственный (по отношению к филиалу, дочерней фирме т.п.);
г) внутрифирменный.
По субъектам контроля:
президентский; законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово – кредитных органов (учреждений);

внутрифирменный; ведомственный; аудиторский.

  • По объектам (по сферам финансовой деятельности) контроля:

бюджетный; за внебюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; таможенный; за денежной массой
Объекты проверки:
— наличные денежные средства и записи на счетах;
— финансовые показатели или другие планируемые или фактически достигнутые параметры;
— материальные ценности.
Методы финансового контроля

  • 1) документальные и камеральные проверки на основе отчетной документации и расходных документов для рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности и разработки мер для устранения выявленных нарушений;
  • 2) обследование охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;
  • 3) надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и т.п.);
  • 4) анализ финансового состояния – детальное изучение поквартальной или годовой финансово – бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования;
  • 5) наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента;
  • 6) ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля; виды ревизии: плановые и внезапные, документальные и фактологические).

Финансовый контроль представительных органов власти

  • Счетная палата – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.
  • Основные задачи Счетной палаты:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;Финансовый контроль представительных органов власти (продолжение)
4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов;
7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на

  • все государственные органы и учреждения в РФ,
  • федеральные органы, внебюджетные фонды,
  • органы местного самоуправления,
  • предприятия, организации,
  • банки,
  • страховые компании
  • другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности

если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Финансовый контроль со стороны Президента и исполнительных органов власти
Президентский контроль осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России.
Главное контрольное управление Президента РФ подчиняется непосредственно Президенту и выполняет следующие функции: 1) контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ, 2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, 3) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.
Контроль со стороны исполнительных органов власти.
При  Правительстве  РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, в который входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово – контрольных органов. В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.
Финансовый контроль со стороны Федерального казначейства
Федеральное казначейство занимает одно из ведущих мест в управлении финансами и финансовом контроле со стороны исполнительных органов власти.
Федеральное казначейство обладает полномочиями:
— по организации исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— по исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— по осуществлению предварительного и текущего контроля за исполнением федерального