2017, ПО КАКОМУ ТАРИФУ РАССЧИТАТЬ ВЗНОСЫ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ (СОЦИАЛЬНОЕ, МЕДИЦИНСКОЕ) СТРАХОВАН

Л.А. Котова

Все работодатели обязаны платить страховые взносы, которые начислены на выплаты штатным сотрудникам и тем, кто работает по гражданско-правовым договорам. Предприниматели помимо этого платят еще и взносы за себя.

Тарифы страховых взносов установлены статьями 12, 58, 58.1, 58.2 и 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Их полный перечень очень большой – все тарифы можно посмотреть в таблице. Выбор, какие ставки использовать именно вам, зависит от множества условий. Например, есть ли у работодателя льготы, каковы условия труда, имеет ли сотрудник право на льготную пенсию и многих других. Разобраться во всем и выбрать верный тариф взносов с выплат конкретному человеку поможет эта рекомендация.

Что влияет на размер тарифов

На величину тарифов страховых взносов влияют следующие факторы:

  • – организационно-правовая форма (юридическое лицо, предприниматель, гражданин, прочие лица);
    – вид деятельности работодателя;
    – применяемая система налогообложения;
  • – статус человека – гражданин России или иностранец, лицо без гражданства – с учетом того, проживает он или временно пребывает в России. Подробнее об этом см. Как начислить страховые взносы на выплаты сотруднику-иностранцу;
  • размер выплат сотруднику в течение года – превышает ли он предельные суммы.

Какой тариф страховых взносов применять, если никаких льгот или дополнительных обязательств у страхователя нет

По умолчанию начислять страховые взносы нужно по следующим тарифам:

  • 22 процента – на обязательное пенсионное страхование;
  • 2,9 процента – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 5,1 процента – на обязательное медицинское страхование.

Эти основные тарифы установлены для большинства страхователей. Но для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные и дополнительные тарифы.

Предельный размер выплат

Основные тарифы применяют, начисляя страховые взносы с выплат, сумма которых нарастающим итогом с начала года по каждому человеку не превышает:

  • 796 000 руб. – на обязательное пенсионное страхование. Выплаты, которые превышают эту величину, облагают пенсионными взносами по тарифу 10 процентов;
  • 718 000 руб. – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Выплаты больше этой суммы страховыми взносами уже не облагают.

Тариф взносов на обязательное медицинское страхование от величины выплат не зависит. Поэтому все выплаты без ограничения облагаются взносами в ФФОМС по тарифу 5,1 процента.

Такой порядок следует из положений статей 8, 12, 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и постановления Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265.

Пониженные тарифы

В зависимости от специфики деятельности страхователей пониженные тарифы условно можно разделить на три группы:

Кроме того, особые (нулевые) тарифы страховых взносов предусмотрены в отношении выплат в пользу членов экипажей судов, которые зарегистрированы в Российском международном реестре (кроме судов для хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов в морских портах России). Это следует из положений пункта 9 части 1 и части 3.3 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Подтвердить право на пониженные тарифы страховых взносов можно определенными документами. Их полный перечень приведен в таблице. Специально представлять эти бумаги в фонды не нужно. Они понадобятся, когда инспекторы фондов будут проверять начисления в компании.

Страхователи, которые вправе применять пониженные тарифы, начисляют взносы до тех пор, пока сумма выплат сотруднику не превысит предельную величину:

  • 796 000 руб. – на обязательное пенсионное страхование;
  • 718 000 руб. – на обязательное социальное страхование.

С выплат, которые превышают эти лимиты, взносы платить уже не нужно.

Взносы же в ФФОМС начисляйте по пониженным тарифам со всех облагаемых выплат, независимо от их размера.

Это следует из положений частей 3 и 4 статьи 8 и части 1.1 статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Пониженные тарифы для инноваторов

С выплат физическим лицам страховые взносы по пониженным тарифам вправе платить страхователи, деятельность которых связана с разработкой и внедрением инновационных технологий. К таким компаниям относят тех, кто:

Тарифы для инноваторов установлены частью 3 статьи 58 и статьей 58.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Организации, которые эксплуатируют результаты интеллектуальной деятельности

Хозяйственные общества и партнерства могут начислять страховые взносы по пониженным тарифам. Но только если для страхователя одновременно выполнены следующие условия:

  • он выполняет НИОКР и на практике применяет (внедряет) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям.
  • его учредители бюджетные (автономные) научные или высшие образовательные учреждения;
  • применяет упрощенную систему налогообложения;
  • его включили в специальный реестр. Посмотреть, включена ли ваша организация или партнерство в реестр, можно на специализированном сайте Минобрнауки России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 4 части 1 и частью 4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Ответственным за ведение специального реестра является Минобрнауки России (постановление Правительства РФ от 4 марта 2011 г. № 146).

Участники «Сколково»

Организации – участники проекта «Сколково» вправе применять пониженные тарифы. Делать это они вправе в течение 10 лет. Этот срок начинают отсчитывать с 1-го числа следующего месяца за тем, в котором организация получила статуса участника проекта.

Право на пониженные тарифы страховых взносов участники проекта «Сколково» могут потерять. Произойти это может в двух случаях:

  • если страхователя исключат из состава участников досрочно за нарушения, или же при его реорганизации (ликвидации);
  • если совокупный размер прибыли участника больше 300 млн руб. в году, в котором его выручка превысила 1 млрд руб.

В обоих случаях платить страховые взносы придется по основным тарифам уже с 1-го числа месяца, в котором произошло любое и этих событий. Если за этот период страховые взносы уже заплатили по пониженным тарифам, то их нужно будет восстановить, рассчитать пени и перечислить эти суммы во внебюджетные фонды.

Такие правила предусмотрены частями 1, 2, 2.1 и 2.2 статьи 58.1 Закона от 24 июля 2011 г. № 212-ФЗ.

Страхователи, которые заняты информационными технологиями

Начислять страховые взносы по пониженным тарифам могут и те, кто занят деятельностью в области информационных технологий. К ним относятся организации, которые реализуют программы для ЭВМ и базы данных собственной разработки, передают исключительные права на них и предоставляют право пользования ими по лицензионным договорам, а также заняты разработкой, адаптацией, модификацией и сопровождением упомянутых программ ЭВМ и баз данных. Чтобы применять пониженные тарифы, необходимо одновременно выполнить следующие условия:

  1. получить государственную аккредитацию в Минкомсвязи России;
  2. доля доходов от деятельности, связанной с информационными технологиями, должна составлять не менее 90 процентов от общей суммы доходов. Этот показатель включает:
    – поступления от реализации информационных технологий собственной разработки (программ ЭВМ, баз данных и т. д.);
    – доходы от выполнения работ (оказания услуг) по разработке, модификации и адаптации, установке и тестированию программ для ЭВМ. При этом программы ЭВМ могут быть как собственной разработки, так и приобретенные у других разработчиков по лицензионным договорам. То есть если организация занимается модификацией, адаптацией и тестированием программ, исключительные права на которые принадлежат другим разработчикам, доходы от таких работ (услуг) тоже нужно включать в расчет пропорции (письмо Минтруда России от 2 октября 2015 г. № 17-3/В-491).
    Из доходов можно исключить положительные курсовые разницы, которые образуются при продаже (покупке) иностранной валюты и при переоценке валютных ценностей;
  3. среднесписочная численность сотрудников должна составлять не менее семи человек.

Действующие ИТ-организации рассчитывают доходы и среднесписочную численность за девять месяцев года, который предшествует году применения пониженных тарифов взносов. Другой порядок установлен для вновь созданных организаций. Им показатели можно определять только за отчетный (расчетный) период, за который взносы начисляют по пониженным тарифам.

Если все условия соблюдены, то платить страховые взносы по пониженным тарифам можно уже с месяца, в котором был получен документ о государственной аккредитации. Если по итогам отчетного или расчетного периода хотя бы одно из указанных условий не выполняется, то страхователь не вправе применять пониженные тарифы с начала текущего года. Это предусмотрено частью 5 статьи 58, частями 2.1, 2.2 и 2.3 статьи 57 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждено письмами Минтруда России от 10 апреля 2015 г. № 17-3/В-177, от 18 марта 2014 г. № 17-3/В-119, Минздравсоцразвития России от 17 марта 2011 г. № 826-19 и Пенсионного фонда РФ от 12 января 2011 г. № 30-22/52.

Пример, как определить момент, с которого организация может применять пониженные тарифы страховых взносов

ООО «Альфа» разрабатывает и реализует специальные компьютерные программы. За девять месяцев 2015 года доля доходов от этой деятельности составляет 100 процентов от общей суммы доходов, а средняя численность сотрудников – 65 человек.

В мае 2016 года «Альфа» подала в Минкомсвязь России документы на госаккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Выписку из реестра аккредитованных организаций «Альфа» получила 10 июля 2016 года.

Начиная с 1 июля 2016 года «Альфа» применяет пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ:

  • на обязательное пенсионное страхование – 8 процентов;
  • на обязательное социальное страхование – 2 процента;
  • на обязательное медицинское страхование – 4 процента.

Пониженные тарифы для тех, кто на упрощенке

Организации и предприниматели на упрощенке могут применять пониженные тарифы, если заняты определенными видами деятельности. Причем доходы от такого вида деятельности должны составлять не менее 70 процентов от общей суммы всех поступлений за отчетный период. Тогда эти доходы называют основными. Доходы для определения доли льготного вида деятельности считайте по правилам статьи 346.15 Налогового кодекса РФ нарастающим итогом с начала года.

Об этом сказано в пункте 8 части 1, части 1.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, письме Минтруда России от 2 июля 2014 г. № 17-4/В-295.

Ситуация: может ли организация на упрощенке применять пониженные тарифы страховых взносов, если она занимается несколькими видами деятельности. Для каждого из них предусмотрен льготный тариф

Да, может. Главное, чтобы доход хотя бы от одного вида деятельности, для которого предусмотрены пониженные тарифы, составлял не менее 70 процентов в общем объеме поступлений.

Ведь это главное условие для применения пониженных тарифов страхователями на упрощенке. Если же доход ни от одного из направлений бизнеса не дотягивает до установленного значения, применять пониженные тарифы взносов организация не вправе (ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, письмо Минтруда России от 18 сентября 2014 г. № 17-4/В-442).

А можно ли суммировать доходы по нескольким льготным видам деятельности? Да, но только когда они входят в одну группу кодов по ОКВЭД. Например, группе «Транспорт и связь» в ОКВЭД соответствует раздел I, к которому относятся виды деятельности с кодами 60–64. Поэтому организации, которые одновременно заняты перевозкой грузов (код 60.24) и организацией перевозок грузов (код 63.40), могут применять пониженный тариф страховых взносов, если суммарный доход по этим видам деятельности составляет 70 и более процентов от общего объема доходов. Если же виды деятельности разные и относятся к разным кодам ОКВЭД (например, строительство и информационные технологии), суммировать доходы по ним нельзя.

Правомерность такого подхода подтверждена в письмах Минтруда России от 29 сентября 2015 г. № 17-4/10/ООГ-1357, от 3 апреля 2013 г. № 17-4/551, ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893 и арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 14 февраля 2013 г. № Ф09-2/13).

Пример определения доли доходов от основного вида деятельности для подтверждения права на применение пониженных тарифов страховых взносов

ООО «Альфа» применяет упрощенку и занимается двумя видами деятельности:

По итогам I квартала общий объем доходов организации составил 16 000 000 руб., в том числе:

  • от реализации произведенной обуви – 11 000 000 руб.;
  • от реализации услуг по ремонту обуви и изделий из кожи – 5 000 000 руб.

Доля доходов от каждого вида деятельности в общем объеме доходов равна:

  • производство обуви – 68,75 процента (11 000 000 руб. : 16 000 000 руб. × 100%);
  • услуги по ремонту обуви и изделий из кожи – 31,25 процента (5000 000 руб. : 16 000 000 руб. × 100%).

Несмотря на то что каждый вид деятельности, осуществляемый «Альфой», включен в перечень, позволяющий применять пониженные тарифы страховых взносов, использовать льготу организация не может. Доля доходов от основного вида деятельности (производство обуви) в общем объеме доходов меньше 70 процентов.

Пониженные тарифы применяйте до тех пор, пока одновременно соблюдаются следующие условия:

  • страхователь сохраняет право применять упрощенку;
  • доля доходов по основному виду деятельности, который позволяет применять пониженные тарифы, 70 и более процентов от общего объема поступлений.

Ситуация: может ли коммерческая клиника на упрощенке, чтобы подтвердить основной вид деятельности и право на пониженные тарифы взносов, включать в доходы поступления от страховых компаний по программе ОМС

Да, может. Оплату, поступившую в рамках программы ОМС, включают в состав доходов от реализации медицинских услуг. То есть можно признать доходами от основного вида деятельности.

Поясним. Клиника на упрощенке может применять пониженные тарифы, так как осуществляет деятельность в области здравоохранения (ОКВЭД2). Но только при условии, что доходы от реализации услуг в рамках этого вида деятельности составляют не менее 70 процентов от общей суммы всех доходов за отчетный период. Об этом сказано в пункте 8 части 1, части 1.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, письме Минтруда России от 2 июля 2014 г. № 17-4/В-295.

Состав доходов для расчета пропорции определяйте на основании статьи 346.15 Налогового кодекса РФ. Согласно этой статье в общий объем доходов нужно включать и доходы от реализации оказанных услуг, и внереализационные доходы. Доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ (в т. ч. целевые поступления), при налогообложении не учитываются.

Средства, полученные клиникой от страховых медицинских компаний в рамках программы ОМС, – это целевые поступления. И в налоговую базу по единому налогу они не входят (письмо Минфина России от 27 марта 2015 г. № 03-11-06/2/16993). Однако зависимости между порядком определения доходов для подтверждения права на пониженные страховые тарифы и для расчета единого налога при упрощенке нет (письмо Минтруда России от 26 мая 2014 г. № 17-4/В-225). Поэтому, несмотря на то что средства, поступающие от страховых организаций за оказанные услуги по программе ОМС, являются целевыми, в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ они включаются в доходы от реализации медицинских услуг. То есть признаются доходами, полученными от основного вида деятельности медицинской организации. Ведь, по сути, они представляют собой оплату медицинской помощи, которую клиника оказывает своим пациентам (застрахованным лицам). Это следует из положений статей 15, 20 и 38 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 15 июля 2015 г. № 17-4/В-354.

Пример определения доли доходов от реализации услуг для подтверждения права на применение пониженных тарифов. Медицинская организация получает доходы от реализации платных медицинских услуг и от страховых компаний за оказанные услуги в рамках ОМС

Медицинская организация применяет упрощенку. В I квартале организация получила:
– выручку от реализации платных медицинских услуг в сумме 2 500 000 руб.;
– средства целевого финансирования по программе ОМС – 12 000 000 руб.

Других доходов у организации не было. Доля выручки от реализации медицинских услуг в общем объеме доходов организации составляет 100 процентов (14 500 000 руб. : 14 500 000 руб. × 100). По итогам I квартала организация сохраняет за собой право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

В первом полугодии организацией получены следующие доходы (нарастающим итогом с начала года):
– выручка от оказания платных медицинских услуг – 3 900 000 руб.;
– средства целевого финансирования по программе ОМС – 20 000 000 руб.;
– доходы от сдачи имущества в аренду – 10 700 000 руб.

Доля выручки от реализации платных медицинских услуг в общем объеме доходов организации составила 69,1 процента (23 900 000 руб. : (23 900 000 руб. + 10 700 000 руб.)). Поскольку по итогам полугодия доля доходов от основного вида деятельности стала меньше 70 процентов, организация утратила право на применение пониженных тарифов. За весь период начиная с 1 января она обязана доначислить страховые взносы с учетом общеустановленных тарифов.

Ситуация: за какой период нужно восстановить страховые взносы, если организация на упрощенке утратит право на применение пониженных тарифов в середине года

Ответ зависит от причины, по которой право применять пониженные тарифы утрачено. Возможны два варианта.

Первый: организация утратила право на применение пониженных тарифов из-за того, что нарушила условия применения упрощенки. В этом случае взносы восстанавливайте с начала квартала, в котором были допущены такие нарушения.

Второй: организация больше не вправе применять пониженные тарифы, поскольку нарушила установленное соотношение доходов. В такой ситуации восстановить взносы нужно за весь период с начала года.

В обоих случаях до потери права на пониженные тарифы страховые взносы начисляли правильно. Поэтому восстановленные суммы не рассматривают как недоимку по страховым взносам. Следовательно, пени на эти суммы не начисляют. Такой вывод подтверждается письмами Минтруда России от 21 апреля 2015 г. № 17-4/В-595, от 5 июля 2013 г. № 17-3/1084.

Разберем подробнее каждый вариант.

Нарушены условия для применения спецрежима

Утратив право на применение упрощенки, страхователь теряет право применять упрощенку с начала того квартала, в котором это произошло. До потери права на упрощенку (при соблюдении установленного соотношения доходов) можно применять пониженные тарифы. После страховые взносы нужно восстановить по общим тарифам. Правда, восстанавливать нужно только взносы, которые занижены из-за неправомерного применения пониженных тарифов. То есть взносы за период, в течение которого организация должна была применять другую систему налогообложения.

Это следует из совокупности норм пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, пункта 8 части 1 и части 1.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 21 апреля 2015 г. № 17-4/В-595, Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2011 г. № 5004-19 и ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893.

Пример, как восстанавливать суммы страховых взносов. Организация теряет право на применение пониженных тарифов в связи с утратой права на применение упрощенки

ООО «Альфа» применяет упрощенку, занимается производством пищевых продуктов и сдает помещения в аренду. Производство пищевых продуктов является основным видом деятельности. Доля доходов от реализации пищевой продукции составляет более 70 процентов от общего объема доходов, поэтому «Альфа» применяет пониженные тарифы страховых взносов.

За период с января по июнь база для начисления страховых взносов равна 8 000 000 руб. Выплаты в пользу каждого сотрудника за этот период не превысили предельной величины. Сумма страховых взносов, начисленных за этот период по пониженным тарифам, составила 1 600 000 руб., в том числе:

  • в Пенсионный фонд РФ – 1 600 000 руб. (8 000 000 руб. × 20%);
  • в ФСС России – 0 руб. (8 000 000 руб. × 0%);
  • в ФФОМС – 0 руб. (8 000 000 руб. × 0%).

В июне среднесписочная численность сотрудников «Альфы», рассчитанная за полугодие, превысила 100 человек. Поэтому с 1 апреля «Альфа» утратила право на применение упрощенки. Начиная с 1 апреля бухгалтер «Альфы» пересчитал сумму страховых взносов по общим тарифам.

За период с апреля по июнь база для начисления страховых взносов равна 4 000 000 руб. Суммы страховых взносов, начисленных за этот период, составили:

  По общим тарифам По пониженным тарифам Разница
В Пенсионный фонд РФ 880 000 руб. (4 000 000 руб. × 22%) 800 000 руб. (4 000 000 руб. × 20%) 80 000 руб. (880 000 руб. – 800 000 руб.)
В ФСС России 116 000 руб. (4 000 000 руб. × 2,9%) 0 руб. (4 000 000 руб. × 0%) 116 000 руб.
В ФФОМС 204 000 руб. (4 000 000 руб. × 5,1%) 0 руб. (4 000 000 руб. × 0%) 204 000 руб.


Восстановленная сумма страховых взносов, которую «Альфа» должна перечислить во внебюджетные фонды, составляет 400 000 руб.

Нарушено соотношение доходов

Если право применять пониженные тарифы утрачено из-за нарушения установленного соотношения доходов, то восстанавливать недоначисленные суммы страховых взносов нужно за весь период с начала года. Это прямо прописано в части 1.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Пример, как восстанавливать суммы страховых взносов. Организация теряет право на применение пониженных тарифов в связи с нарушением 70-процентного соотношения между доходами от основного вида деятельности и общим объемом доходов

ООО «Альфа» применяет упрощенку, занимается производством пищевых продуктов и сдает помещения в аренду. Производство пищевых продуктов является основным видом деятельности. Доля доходов от реализации пищевой продукции составляет более 70 процентов от общего объема доходов, поэтому «Альфа» применяет пониженные тарифы страховых взносов.

За период с января по июнь текущего года база для начисления страховых взносов равна 800 000 руб. Выплаты в пользу каждого сотрудника за этот период не превысили предельной величины. Сумма страховых взносов, начисленных за этот период по пониженным тарифам, составила 160 000 руб., в том числе:

  • в Пенсионный фонд РФ – 160 000 руб. (800 000 руб. × 20%);
  • в ФСС России – 0 руб. (800 000 руб. × 0%);
  • в ФФОМС – 0 руб. (800 000 руб. × 0%).

В июне доля доходов от реализации пищевой продукции в общем объеме доходов нарастающим итогом с начала года составила 65 процентов. Поэтому с 1 января текущего года «Альфа» утратила право на применение пониженных тарифов. Начиная с 1 января бухгалтер «Альфы» пересчитал сумму страховых взносов по общим тарифам.

Суммы страховых взносов составили:

  По общим тарифам По пониженным тарифам Разница
В Пенсионный фонд РФ 176 000 руб. (800 000 руб. × 22%) 160 000 руб. (800 000 руб. × 20%) 16 000 руб. (176 000 руб. – 160 000 руб.)
В ФСС России 23 200 руб. (800 000 руб. × 2,9%) 0 руб. (800 000 руб. × 0%) 23 200 руб.
В ФФОМС 40 800 руб. (800 000 руб. × 5,1%) 0 руб. (800 000 руб. × 0%) 40 800 руб.


Восстановленная сумма страховых взносов, которую «Альфа» должна перечислить во внебюджетные фонды, составляет 80 000 руб.

Если страхователь на упрощенке в течение года вновь сможет применять пониженные тарифы, то он вправе пересчитать страховые взносы с начала года. Более того, он вправе вернуть или зачесть ранее уплаченные страховые взносы по основным тарифам. Такие разъяснения есть в письме Минздравсоцразвития России от 15 сентября 2011 г. № 3333-19.

Те, кто применяют пониженные тарифы, заполняют специальный подраздел 3.2 в форме РСВ-1 ПФР. Какого-либо специального разрешительного документа для применения пониженных тарифов страховых взносов не требуется. Код ОКВЭД на титульном листе отчета должен совпадать с тем направлением бизнеса, доля доходов от которого указана в подразделе 3.2.

Если ревизоры выявят расхождения между этими данными, то они решат, что компания применяла льготу неправомерно. Соответственно, придется доплатить в Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ недоимку (ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А вот пени перечислять не придется. Это официально подтвердили чиновники Минтруда России в письме от 5 июля 2013 г. № 17-3/1084.

Ситуация: должен ли внебюджетный фонд вернуть (зачесть) те страховые взносы, которые организация на упрощенке заплатила с начала года до того квартала, когда у нее появилось право на пониженные тарифы взносов.

Да, должен.

Ведь расчетный период по страховым взносам – год. Отчетные периоды – I квартал, полугодие, девять месяцев и год. Началом каждого из этих периодов считают 1 января. Поэтому-то при соблюдении 70-процентного соотношения между доходами от основного вида деятельности и общим объемом доходов пересчитывать завышенную сумму страховых взносов нужно именно с 1 января текущего года. Такие выводы можно сделать из статьи 10 и части 1.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и письма Минздравсоцразвития России от 15 сентября 2011 г. № 3333-19.

Сумму взносов, излишне уплаченных за период, в котором организация не имела права применять пониженные тарифы, можно зачесть в счет уплаты взносов за текущий и последующие периоды. Также эту суммы можно вернуть на расчетный счет организации. Для этого обратитесь в территориальное отделение соответствующего внебюджетного фонда. Решение о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм территориальное отделение фонда должно принять в течение 10 рабочих дней (ч. 7 и 14 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Пример, как применять пониженные тарифы страховых взносов организацией на упрощенке. 70-процентное соотношение между доходом от основного вида деятельности и общим объемом доходов достигнуто по итогам первого полугодия

Организация «Альфа» применяет упрощенку и занимается производством мебели. Этот вид деятельности дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов, если по итогам каждого отчетного (расчетного) периода доходы от реализации мебели собственного производства составляют не менее 70 процентов от общего объема доходов (п. 8 ч. 1, ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В I квартале помимо доходов от реализации мебели собственного производства «Альфа» получала доходы от сдачи имущества в аренду. Выручка от реализации мебели в этот период составила 800 000 руб. Сумма поступившей арендной платы – 350 000 руб. Удельный вес доходов от реализации мебели составил:

800 000 руб. : (800 000 руб. + 350 000 руб.) = 69,57%.

При таком соотношении доходов в I квартале «Альфа» не имела права применять пониженные тарифы страховых взносов.

Выплаты в пользу каждого сотрудника за этот период не превысили предельной величины. Поэтому за этот период страховые взносы были начислены:
1) в Пенсионный фонд РФ:
– на пенсионное страхование – по тарифу 22 процента;
– на обязательное медицинское страхование – по тарифу 5,1 процента;

2) в ФСС России – по тарифу 2,9 процента.

Во II квартале выручка «Альфы» от реализации мебели собственного производства составила 1 200 000 руб. Доходов от сдачи имущества в аренду не было.

По итогам первого полугодия доля доходов от производства мебели в общем объеме доходов организации составила:

(800 000 руб. + 1 200 000 руб.) : (800 000 руб. + 1 200 000 руб. + 350 000 руб.) = 85,11%.

При таком соотношении «Альфа» получает право с начала года начислять страховые взносы:
1) в Пенсионный фонд РФ:
– на пенсионное страхование – по тарифу 20 процентов;
– на обязательное медицинское страхование – по тарифу 0 процентов;
2) в ФСС России – по тарифу 0 процентов.

Сумма выплат, облагаемых страховыми взносами, в I квартале составила 400 000 руб.
За I квартал «Альфа» перечислила страховые взносы:
1) в Пенсионный фонд РФ:
– на пенсионное страхование – в сумме 88 000 руб. (400 000 руб. × 22%);
– на обязательное медицинское страхование – в сумме 20 400 руб. (400 000 руб. × 5,1%);
2) в ФСС России – в сумме 11 600 руб. (400 000 руб. × 2,9%).

С учетом пониженных тарифов сумма взносов, которую нужно было перечислить за I квартал, составляет:
1) в Пенсионный фонд РФ:
– на пенсионное страхование – 80 000 руб. (400 000 руб. × 20%);
– на обязательное медицинское страхование – 0 руб.;
2) в ФСС России – 0 руб.

По итогам полугодия бухгалтер «Альфы» обратился:
– в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ – с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов на обязательное медицинское страхование в размере 20 400 руб. и о зачете в счет текущих платежей излишне уплаченных пенсионных взносов в размере 8000 руб.;
– в территориальное отделение ФСС России – с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов на обязательное социальное страхование в размере 11 600 руб.

Льготные виды деятельности при совмещении УСН и ЕНВД

Организации на упрощенке могут совмещать этот специальный налоговый режим с ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Если по какому-либо льготному виду производственной или социальной деятельности организация платит ЕНВД, она тоже вправе начислять страховые взносы по пониженным тарифам. Даже если вид деятельности, переведенный на ЕНВД, по удельному весу доходов для организации на УСН является основным. При этом пониженные ставки применяют в отношении выплат всем сотрудникам организации независимо от вида деятельности, в котором они заняты. Такие разъяснения даны в письмах Минтруда России от 2 сентября 2015 г. № 17-4/В-444, от 20 февраля 2014 г. № 17-3/В-69, Минздравсоцразвития России от 14 мая 2012 г. № 1320-19, от 14 июня 2011 г. № 2010-19, от 14 июня 2011 г. № 2011-19 и ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893.

Аптечные организации на ЕНВД

Аптечные организации на ЕНВД вправе применять пониженные тарифы для расчета страховых взносов с выплат сотрудникам, которые вправе заниматься фармацевтической деятельностью.

К аптечным организациям относят:

  • аптеки готовых лекарственных форм;
  • производственные аптеки;
  • производственные аптеки с правом изготовления асептических лекарственных препаратов;
  • аптечные пункты;
  • аптечные киоски.

Ситуация: по какому тарифу начислять страховые взносы с доходов управленческого персонала аптеки. Аптека применяет ЕНВД

Ответ на этот вопрос зависит от того, имеет ли право сотрудник управленческого персонала заниматься фармацевтической деятельностью.

Аптечные организации – плательщики ЕНВД могут применять пониженные тарифы страховых взносов только с выплат и вознаграждений сотрудникам, которым разрешено заниматься фармацевтической деятельностью. Такой порядок предусмотрен пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Заниматься в России фармацевтической деятельностью имеют право:

  • лица с российским высшим или средним фармацевтическим образованием с сертификатом специалиста;
  • лица, которым разрешено заниматься медицинской деятельностью: при наличии у них дополнительного профессионального образования; если они работают в розничной торговле лекарственными препаратами в обособленных подразделениях медицинских организаций, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность; и только при условии, что работают они в сельских населенных пунктах, в которых нет аптечных организации;
  • лица с зарубежным медицинским или фармацевтическим образованием, если документы об этом принимают в России как эквивалент сдачи экзамена по специальности и получения сертификата специалиста.

Такие требования установлены статьей 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 г. № 785.

Руководить аптечной организацией вправе провизор с сертификатом специалиста и стажем работы по специальности не менее трех лет (подп. «и» п. 5 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1081).

Таким образом, если сотрудники, входящие в состав управленческого персонала, имеют право вести фармацевтическую деятельность, то на их выплаты страховые взносы начисляйте по пониженным тарифам.

Выплаты сотрудникам, которые не отвечают перечисленным требованиям, облагайте страховыми взносами на общих основаниях.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2012 г. № 19-6/3023271-2288.

Ситуация: может ли ветеринарная аптека – плательщик ЕНВД применять пониженные тарифы страховых взносов

Нет, не может.

Аптечные организации и ветеринарные аптечные организации – это разные категории предприятий. Правом применять пониженные тарифы страховых взносов могут воспользоваться только аптечные организации – плательщики ЕНВД. Такой порядок установлен пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ветеринарные же аптечные организации в Законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ не упомянуты вовсе.

Основное различие между этими организациями заключается в следующем:

  • аптечные организации создают для торговли лекарственными препаратами медицинского применения;
  • ветеринарные аптечные организации – для торговли лекарственными препаратами ветеринарного назначения.

Это следует из положений пунктов 35 и 36 статьи 4 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ. А поскольку ветеринарные аптеки являются самостоятельной категорией организаций, применять пониженные тарифы страховых взносов они не вправе.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минздравсоцразвития России от 3 апреля 2012 г. № 743-19 и ФСС России от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893.

Это следует из пункта 2 статьи 55 Закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ и приказа Минздравсоцразвития России от 27 июля 2010 г. № 553н.

Ситуация: по какому тарифу начислять страховые взносы на зарплату фармацевта, работающего в аптеке, которая совмещает ОСНО и ЕНВД

Начисляйте страховые взносы по единому тарифу 20 процентов.

Аптечные организации могут применять пониженные тарифы страховых взносов при наличии трех условий. Первое – есть лицензия на ведение фармацевтической деятельности. Второе – аптека должна быть плательщиком ЕНВД. И наконец, третье – пониженные тарифы применяются только при начислении выплат сотрудникам, которые имеют право заниматься фармацевтической деятельностью.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 части 1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если все три условия выполняются, пониженные страховые тарифы применяются ко всем выплатам фармацевта независимо от того, в рамках какого налогового режима они получены. Тот факт, что аптека совмещает ЕНВД с общей системой налогообложения, значения не имеет. Это не нарушает условий применения пониженного тарифа.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минздравсоцразвития России от 26 марта 2012 г. № 842-19, Минтруда России от 23 августа 2012 г. № 17-3/240. Хоть в этих письмах рассмотрен порядок применения пониженных тарифов в 2012–2013 годах, ими можно руководствоваться и в настоящее время. Действие этой нормы продлено до 2018 года включительно.

Поясним на примере. Аптека совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД. Фармацевт занят в двух видах деятельности. Зарплата от деятельности на ЕНВД составляет 8000 руб., от деятельности на ОСНО – 2000 руб. Бухгалтер рассчитал пенсионные взносы с выплат фармацевту по единому тарифу 20 процентов. Сумма взносов составила 2000 руб. ((8000 руб. + 2000 руб.) × 20%). Страховые взносы в ФСС России и ФФОМС не начисляются (ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Аптеки на упрощенке могут совмещать этот специальный налоговый режим с ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). В этом случае может быть два основания для применения пониженных тарифов.

Основание 1. Аптека на УСН, которая осуществляет льготный вид деятельности (фармацевтическая деятельность). По этому основанию аптека вправе применять пониженный тариф при начислении страховых взносов на выплаты всем сотрудникам. Естественно, если доходы от такой деятельности являются основными.

Основание 2. Аптека – плательщик ЕНВД. По этому основанию аптека вправе применять пониженный тариф только при начислении страховых взносов на выплаты сотрудникам, которые имеют право заниматься фармацевтической деятельностью. При этом пониженный тариф применяйте ко всем выплатам таким сотрудникам независимо от того, в рамках какого налогового режима при ведении деятельности эти выплаты получены.

Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 17-4/В-373.

Из двух приведенных оснований для применения пониженных тарифов аптека может выбрать любое по своему усмотрению. Очевидно, что первый вариант предпочтительнее.

Пониженные тарифы для предпринимателей

Предприниматель вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, если одновременно выполняются следующие условия:

  • он применяет патентную систему (гл. 26.5 НК РФ);
  • он занят видом деятельности, который поименован в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ, с учетом ограничений, установленных пунктом 14 части 1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Применять пониженные тарифы можно только в период действия патента. Например, если срок действия патента начинается 18 марта, а истекает 17 ноября, рассчитывать страховые взносы по пониженным тарифам можно только в отношении выплат, начисленных в этом периоде.

Если на патентную систему предприниматель перешел с ЕНВД, то суммы страховых взносов, уплаченные на вмененке, пересчитать по пониженным тарифам нельзя. Ведь в это время у предпринимателя не было права на пониженные ставки взносов, установленные пунктом 14 части 1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Благотворительные и некоммерческие организации

Применять пониженные тарифы, которые установлены частью 3.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, могут:

Некоммерческие организации

Некоммерческие организации могут применять пониженные тарифы страховых взносов до тех пор, пока ими выполняются два следующих условия:

  • они применяют упрощенку;
  • у них соблюдена установленная структура доходов: не менее 70 процентов от всех доходов за предыдущий год должны составлять (в совокупности) целевые поступления и гранты на финансирование уставной деятельности, а также поступления от определенных видов экономической деятельности.

В составе доходов учитывают следующие виды деятельности по классификации ОКВЭД:

  • научные исследования и разработки (код 73);
  • образование (код 80);
  • здравоохранение и социальные услуги (код 85);
  • деятельность спортивных объектов (код 92.61) и прочая деятельность в области спорта (код 92.62);
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа. Кроме деятельности клубов (код 92.51);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код 92.52);
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код 92.53).

Кроме этого, в состав доходов некоммерческой организации учитывайте целевые поступления и гранты, которые получены, но не были использованы по итогам предыдущих лет.

Если по итогам отчетного (расчетного) периода окажется, что хотя бы одно из условий не соблюдено, то право применять пониженные тарифы некоммерческая организация потеряет с начала периода, в котором это произошло.

Об этом сказано в подпункте 11 части 1 и частях 5.1–5.3 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли применять пониженные тарифы страховых взносов театр (некоммерческая организация). Театр не является государственным (муниципальным) учреждением и применяет упрощенку

Ответ на этот вопрос зависит того, зарегистрирован ли театр как НКО в Минюсте России и от структуры доходов, полученных театром в предыдущем году.

Ведь применять пониженные тарифы страховых взносов такая НКО на упрощенке может, если за предыдущий год не менее 70 процентов доходов составляют:

  • целевые поступления на содержание театра и ведение им уставной деятельности;
  • целевые гранты, поступившие на театральную деятельность (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 части 1 и частью 5.1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Согласно ОКВЭД деятельность театров относится к деятельности в области искусства и соответствует коду 92.31. Доходы от театральной деятельности не включены в состав доходов, которые учитывают при оценке права на применение пониженных тарифов страховых взносов (п. 3 ч. 5.1 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому помимо целевых поступлений и грантов в совокупном доходе остальные поступления не учитывают.

Благотворительные организации

Благотворительные организации на упрощенке могут начислять страховые взносы по пониженным тарифам без каких-либо дополнительных условий – на основании учредительных документов, подтверждающих их статус.

Требования к доходам благотворительных организаций на упрощенке для применения льготы по взносам не регламентированы. Достаточно быть зарегистрированными в установленном порядке и применять упрощенку (подп. 12 ч. 1 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ст. 9 Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ).

Дополнительные тарифы

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов, установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Внимание: начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 6 или 9 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждено в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г. и в письме Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

И вот еще что важно. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляют независимо от суммы выплат с начала года. Лимиты тут не действуют. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Он распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применяйте дополнительные тарифы с момента, когда начисляете выплаты. Период, за который эти выплаты рассчитываете, значения не имеет. Например, в 2016 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, можно начислить премию или вознаграждение по итогам работы за 2015 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2015 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагали, в 2016 году эти суммы нужно включить в базу для расчета дополнительных взносов. Такие разъяснения есть в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включают в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Как начислять допвзносы, если сотрудник занят и в обычных, и во вредных условиях

Вообще с совместителем заключают отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). Если такой договор предусматривает выполнение работ во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, то выплаты, начисленные в рамках этого договора, облагаются дополнительными пенсионными взносами на общих основаниях. На выплаты совместителям за выполнение работ в обычных условиях дополнительные пенсионные взносы не начисляют. Об этом сказано в письмах Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113, от 29 мая 2013 г. № 17-3/878.

Порядок расчета страховых взносов зависит от того, в течение какого периода сотрудник совмещает разную деятельность и какой стаж учитывают для досрочной пенсии.

Вредные и обычные условия в течение месяца. Бывает, в течение месяца сотрудник занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда. При этом время занятости в обычных условиях труда не включают в стаж для досрочной пенсии. В этом случае дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех облагаемых выплат. Однако в расчетную базу включайте только выплаты за фактически отработанное сотрудником время во вредных (опасных, тяжелых) условиях.

Например, сотруднику, который совмещает работу с вредными и обычными условиями труда, начислять пенсионные взносы по доптарифу нужно со всех выплат за месяц, включая доплату за совмещение профессий. Делать это нужно пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях (такое совмещение должно быть официально оформлено).

Вредные и обычные условия в течение дня. Сотрудник может совмещать работу в обычных и вредных условиях в течение дня. Тогда дополнительные тарифы страховых взносов применяют к той части выплат, которая соответствует количеству часов, фактически отработанных во вредных условиях.

Как начислять взносы, если в течение месяца сотрудника перевели с вредной работы на обычную

Порой сотрудника нужно временно перевести с вредной работы (с правом на досрочную пенсию) на ту, где нет неблагоприятных факторов. Например, нужно перевести беременную на более легкую работу. В таких обстоятельствах рабочее время включают в льготный стаж, который дает право на досрочную пенсию.

А страховые взносы по доптарифам в такой ситуации рассчитывайте со всех начисленных выплат и вознаграждений за месяц. Независимо от количества дней (часов), фактически отработанных во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

Такие разъяснения есть в пункте 12 письма Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622, письмах Минтруда России от 6 июля 2015 г. № 17-3/В-331, от 16 мая 2014 г. № 17-3/В-210, от 11 апреля 2014 г. № 17-3/В-151, от 29 мая 2013 г. № 17-3/878, от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309.

Пример распределения выплат сотруднику для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу

В январе А.С. Кондратьев 10 дней отработал в тяжелых условиях труда, 7 дней – в обычных условиях. Выплаты в пользу Кондратьева за месяц составили 41 000 руб., в том числе:

  • зарплата – 30 000 руб.;
  • премия по итогам работы за предыдущий год – 5000 руб.;
  • материальная помощь – 6000 руб.

В январе 17 рабочих дней. Дополнительный страховой тариф – 6 процентов.

Объектом обложения дополнительными пенсионными взносами являются выплаты Кондратьеву в размере 37 000 руб. При этом в расчетную базу для начисления дополнительных взносов бухгалтер организации включил:
– зарплату и премию в части, соответствующей фактическому количеству рабочих дней, отработанных Кондратьевым в тяжелых условиях;
– матпомощь в размере 2000 руб. (в сумме, превышающей 4000 руб., в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Расчетная база для начисления дополнительных пенсионных взносов составляет:
37 000 руб. : 17 дн. × 10 дн. = 21 764,70 руб.

Сумма дополнительных пенсионных взносов равна:
21 764,70 руб. × 6% = 1305,88 руб.

Ситуация: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу на выплаты за периоды, которые не включают в стаж для льготной пенсии

Да, нужно.

Ведь пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляют на те же выплаты, что и взносы по основным тарифам. Никаких исключений в перечне выплат, с которых платят взносы по дополнительным тарифам, законодательством не предусмотрено. Таким образом, организация обязана начислять пенсионные взносы по дополнительным тарифам с выплат даже за периоды, которые в стаж для льготной пенсии не попадают (например, за период простоя), если работник занимает должность или числится на тех видах работ, которые поименованы в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Это следует из положений части 1 статьи 7, статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмами Минтруда России от 16 сентября 2015 г. № 17-3/ООГ-1275, от 20 января 2015 г. № 17-3/В-14, от 29 мая 2013 г. № 17-3/877 и № 17-3/878.

Объясним почему. Право на досрочную пенсию зависит от профессии сотрудника. В частности, такое право есть у сотрудников, должности которых поименованы в списке № 1, утвержденном постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а также в других списках профессий, должностей и организаций с особыми условиями труда.

В стаж работы для досрочной пенсии включают периоды работы во вредных и опасных условиях в течение полного рабочего дня (более 80 процентов рабочего времени). При этом дополнительные пенсионные взносы начисляют на все выплаты сотрудникам, которые просто заняты или числятся занятыми на работах во вредных (опасных) условиях – тех, что указаны в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Независимо от формирования их стажа для досрочной пенсии. Поэтому выплаты за периоды, которые не включают в стаж для назначения досрочной пенсии, из расчетной базы по пенсионным взносам не исключайте.

Если на вредных (опасных, тяжелых) работах сотрудник занят неполное время, то в базу для начисления дополнительных взносов включайте только ту часть выплат, которая соответствует времени работы в таких условиях. При этом периоды командировок, учебных отпусков, простоев и т. п. из общей продолжительности рабочего времени во вредных или опасных условиях не вычитайте.

Такой порядок следует из положений статей 7, 9, 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и писем Минтруда России от 16 сентября 2015 г. № 17-3/ООГ-1275, от 11 апреля 2014 г. № 17-3/В-151, от 29 мая 2013 г. № 17-3/877, от 5 июня 2013 г. № 17-3/10/2-3105 (разослано по территориальным отделениям Пенсионного фонда РФ письмом ПФР от 28 июня 2013 г. № ТМ-30-26/9649).

Ситуация: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу, если по результатам специальной оценки (аттестации рабочих мест) условия труда сотрудника признаны вредными, но права на льготную пенсию у него нет

Нет, не нужно.

Ведь необходимым условием для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам является занятость конкретного сотрудника:

Поэтому если сотрудник трудится по специальности, для которой льготная пенсия не предусмотрена, то начислять взносы по дополнительным тарифам не требуется. Даже если по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест условия труда такого сотрудника признаны вредными (тяжелыми, опасными и т. п.).

Это следует из положений статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 18 февраля 2015 г. № 17-3/В-67.

Крым и г. Севастополь

Свободная экономическая зона

В Крыму и Севастополе для участников СЭЗ действуют льготные тарифы страховых взносов на выплаты физическим лицам. Пониженные тарифы можно применять в течение 10 лет со дня, когда страхователь получил статус участника СЭЗ. Льгота действует с 1-го числа следующего месяца после того, в котором организация или предприниматель стали участниками СЭЗ.

Льготные тарифы не применяют по взносам на собственное страхование предпринимателей. Об этом сказано в пункте 14 статьи 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и статье 58.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если вы не участник СЭЗ, размер тарифа определите в общем порядке.

Ситуация: по какому тарифу платить страховые взносы участнику СЭЗ Крыма. У организации есть обособленные подразделения вне территории Крыма, которые ведут иную деятельность, помимо инвестиционной

Страховые взносы платите по пониженным тарифам за всех сотрудников: головного офиса и обособленных подразделений.

Льготный тариф присваивают организации в целом, а не каким-то подразделениям. Основание – документ о статусе участника свободной экономической зоны. Условий по обособленным подразделениям, занятости сотрудников в том или ином виде деятельности в статье 58.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ нет. Поэтому организация – участник свободной экономической зоны Крыма вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам и иным вознаграждениям всех своих сотрудников. Это следует из пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 2, подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5, статьи 58.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Дополнительный тариф по вредникам

Ситуация: можно ли при определении тарифа дополнительных страховых взносов использовать результаты аттестации рабочих мест, проведенной в 2014 году по украинскому законодательству. Организация расположена в Крыму (г. Севастополе)

Да, можно.

По общему правилу результаты аттестации рабочих мест, проведенной по украинскому законодательству, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Это правило действует, если нет необходимости в проведении внеплановой специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ).

Результаты аттестации рабочих мест, проведенной по украинскому законодательству, можно использовать в том числе и для установления дополнительного тарифа страховых взносов или расчета скидок (надбавок) к основному тарифу страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Об этом сказано в части 3 статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ и статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Сложности могут возникнуть с определением класса условий труда. Дело в том, что по российским правилам существующие условия труда разбиваются на четыре класса. А класс «вредные условия труда» дополнительно разбивается на четыре подкласса. Украинские же правила (до вступления в силу приказа Министерства здравоохранения Украины от 8 апреля 2014 г. № 248) устанавливали лишь три класса и три подкласса вредных условий труда (Гигиеническая классификация труда, утвержденная Главным государственным санитарным врачом СССР 12 августа 1986 г. № 4137-86).

В настоящее время нормативных документов, устанавливающих соответствие классов условий труда по российским и украинским правилам, нет. Разъяснения по этому вопросу готовятся. Если организация не может точно определить, к какому подклассу отнести вредные условия труда, до выхода официальных разъяснений следует применять дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий наивысшему подклассу 3.4.

© Материал из БСС «Система Главбух»
vip.1gl.ru
Дата копирования: 29.11.2016