2.1. Титульный лист и содержание

Существуют различные варианты оформления бизнес-плана. В классическом, универсальном виде титульный лист должен содержать:

  • название документа — «Бизнес-план»;
  • название самого бизнес-плана;
  • наименование разработчика документа, его реквизиты, подпись и печать;
  • гриф утверждения документа;
  • заявление о коммерческой тайне (меморандум конфиденциальности проекта).

Название бизнес-плана определяется сущностью проекта, основным направлением инвестиций.

Пример 2.1*

 

Название бизнес-плана может звучать следующим образом: «Строительство комплекса жилых домов», «Расширение клиентской базы предприятия “…” за счет увеличения производственных мощностей», «Ремонт административно-бытового комплекса», «Развитие предприятия “…” на период до 2014 г.» (стратегический бизнес-план) и др.

Название документа и самого бизнес-плана располагаются в центре титульного листа. Далее после отступа следует заявление о коммерческой тайне. Следует обратить внимание на то, что название бизнес-плана должно быть максимально полным и исчерпывающим, отражающим суть проекта в целом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О коммерческой тайне», коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Таким образом, отнесение бизнес-плана к документам, представляющим собой коммерческую тайну, вполне правомерно.

Пример 2.2

Заявление о коммерческой тайне может иметь вид: «Информация, содержащаяся в настоящем бизнес-плане, является конфиденциальной и представляет собой коммерческую тайну предприятия “…”, расположенного по адресу …».

В соответствии с п. 4 ст. 6 указанного Федерального закона на документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

В том случае, если на предприятии введен режим коммерческой тайны, работники, имеющие доступ к конфиденциальным сведениям (в том числе и к бизнес-плану), знакомятся под роспись с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, установленным работодателем режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за его нарушение.

Аналогичные расписки могут быть получены и от контрагентов, которые будут иметь доступ к данной информации. Если разработчиком бизнес-плана является сторонняя организация, обязательства о неразглашении сведений, содержащихся в бизнес-плане, отражаются в договоре.

Наименование разработчика документа, его подпись и печать проставляются в нижней части титульного листа.

Гриф утверждения проставляется в верхней части документа. Он состоит из слова «Утверждаю», должности, подписи руководителя, уполномоченного утверждать бизнес-планы, расшифровки его подписи, даты утверждения и печати предприятия.

Бизнес-план утверждает та фирма, для которой он разработан.

Несмотря на серьезность и официальность документа, титульный лист бизнес-плана допускает художественное оформление — использование различных шрифтов, цветов, иллюстраций.

Второй лист бизнес-плана — это содержание документа, в нем указываются все разделы и подразделы и соответствующие им страницы.

Основными разделами бизнес-плана являются:

  1. Информация об инициаторе и основных участниках проекта.
  2. Резюме.
  3. Описание отрасли.
  4. Производственный план.
  5. План маркетинга.
  6. Организационный план.
  7. Финансовый план.
  8. Анализ чувствительности.
  9. Анализ рисков (на усмотрение заказчика бизнес-плана).

Учет особенностей сложившейся экономической ситуации

Экономические условия никак не влияют на наличие или отсутствие разделов бизнес-плана в том случае, если структура этого документа является регламентированной. Если специальных требований к структуре бизнес-плана нет, то содержание этого документа определяется не внешними факторами, а внутренними управленческими целями и задачами.

* Все примеры приводятся лишь для пояснения сказанного, являются вымышленными и не имеют отношения к деятельности конкретного предприятия.