1.1. Разграничение основных понятий

Как лучше разработать бизнес-план — детально раскрыть все основные аспекты бизнеса или, наоборот, сделать его сжатым, представляющим всю информацию в концентрированном виде? Какая часть документа должна приходиться на описание, а какая — на расчеты? Какими формулами стоит руководствоваться? Кто должен заниматься разработкой — сотрудники фирмы, знающие внутреннюю специфику и «болеющие» за фирму, или внешние консультанты, у которых, безусловно, больше опыта и разработка бизнес-планов поставлена на поток? В какой среде выполнить бизнес-план — в специализированной программе с автоматизированным расчетом или без нее, вручную вводя и осмысливая формулы?

Каким должен быть хороший, а лучше идеальный бизнес-план? Ответ предельно прост. Неважно, из скольких страниц он будет состоять, неважно, сколько в нем глав и формул, неважно, кем и где он будет сделан. Главное — бизнес-план должен быть убедительным и реалистичным, а значит — основательно продуманным и просчитанным. При этом важно не только убедить потенциальных инвесторов и кредиторов, гораздо нужнее выполнить все эти исследования и расчеты для самих себя, чтобы увидеть свою идею раскрытой и просчитанной, убедиться в ее ценности, способности приносить доход или, подтвердить несостоятельность замыслов, чтобы, если возможно, их усовершенствовать, а если они безнадежны — отказаться от их реализации.

Прежде всего, введем необходимые понятия.

В российском законодательстве нет прямого определения сущности бизнес-плана, но его можно вывести из контекста.

В Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» содержится определение инвестиционного проекта: инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Таким образом, понятие «капитальные вложения» более узкое, чем понятие «инвестиции». Капитальные вложения включают только вложения в основные средства, а инвестиции могут осуществляться не только в основные, но и в оборотные активы. Инвестиции — это любые вложения, ориентированные на будущую прибыль или иной полезный эффект.

На основании понятий «инвестиционный проект» и «инвестиции» сформулируем сущность бизнес-плана.

Бизнес-план — это описание практических действий по осуществлению вложений денежных средств, ценных бумаг, иного имущества в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Для каждой идеи нужен свой бизнес-план, раскрывающий ее сущность и демонстрирующий ее эффективность. Такой идеей может быть новый проект, внедрение научно-исследовательской разработки, план развития действующего предприятия, не предусматривающий приобретение внеоборотных активов, и др.

Бизнес-план — это вершина инвестиционного проекта, в нем проанализирована и синтезирована вся имеющаяся информация. Бизнес-план можно разработать только тогда, когда уже есть необходимый минимум информации, когда проект может быть описан. В некотором смысле бизнес-план даже можно назвать формализацией инвестиционного проекта.

В то же время наличие инвестиционного проекта не является обязательным условием для разработки бизнес-плана, поскольку, как правило, тесно связано с капитальными вложениями, а бизнес-план может быть там, где есть любые инвестиции, будь то вложения в основные средства, ценные бумаги, запасы, затраты и т. д.

В случае если бизнес-план разрабатывается под инвестиционный проект, то есть связан с инвестициями в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы, то такой документ называют инвестиционным бизнес-планом, понимая при этом инвестиции в узком смысле этого слова. Во всех остальных случаях мы говорим просто «бизнес-план».

В некоторых случаях речь идет не о разработке бизнес-плана, а о технико-экономическом обосновании (ТЭО) проекта.

В «Современном экономическом словаре»* можно найти такое определение: технико-экономическое обоснование (ТЭО) — анализы, расчеты, оценки экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта строительства, сооружения предприятия, создания нового технического объекта, модернизации и реконструкции существующих объектов. Основано на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования, срока окупаемости вложений.

Таким образом, ТЭО существует тогда, когда речь идет об инвестиционном проекте. При инвестициях в оборотные средства ТЭО не разрабатывается. Само по себе ТЭО предшествует разработке бизнес-плана и является его составной частью. ТЭО дает нам представление о целях проекта, а бизнес-план раскрывает механизм достижения этих целей, описывает комплекс мер, план действий.

Независимо от того, о какой стадии разработки проекта идет речь, необходимо помнить, что нельзя вкладывать деньги в активы, не изучив возможности их отдачи. Возможности для использования любых производственных мощностей в реальных рыночных условиях могут быть ясны только после маркетингового исследования. Независимо от того, каким способом мы оцениваем эффективность, независимо от подробности представления данных, анализ рыночной конъюнктуры, понимание сущности рынка, проработка маркетинговой стратегии всегда должны предшествовать не только разработке ТЭО или бизнес-плана, но, прежде всего, принятию решений об осуществлении инвестиций.

Основой ТЭО является обоснование инвестиций, а инвестиционное предложение — это наименее проработанная версия проекта, которая составляется тогда, когда идея об инвестициях только зарождается и осуществляется поиск партнеров, которым эта идея предлагается.

О том, каким должен быть перечень исходных данных на каждой стадии разработки проекта, сказано в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России 21.06.1999 № ВК 477 (далее — Методические рекомендации № ВК 477).

Согласно этому документу на всех стадиях разработки проекта исходные сведения должны включать:

  • цель проекта;
  • характер производства, общие сведения о применяемой технологии, вид производимой продукции (работ, услуг);
  • условия начала и завершения реализации проекта, продолжительность расчетного периода;
  • сведения об экономическом окружении.

На стадии инвестиционного предложения сведения о проекте должны включать:

  • продолжительность строительства;
  • объем капиталовложений;
  • выручку по годам реализации проекта;
  • производственные издержки по годам реализации проекта.

Все данные могут приводиться в текущих ценах и определяться экспертно или по аналогам.

На стадии обоснования инвестиций, предшествующего ТЭО, сведения о проекте должны включать (с приведением обосновывающих расчетов):

  • объем инвестиций с распределением по времени и по технологической структуре (строительно-монтажные работы (СМР), оборудование и т. п.);
  • сведения о выручке от реализации продукции с распределением по времени, видам продукции и рынкам сбыта (внутренний и зарубежный);
  • сведения о производственных издержках с распределением по времени и видам затрат.

На стадии ТЭО (или обоснования инвестиций, непосредственно предшествующего разработке рабочих чертежей) должна быть представлена в полном объеме вся исходная информация.

 

Учет особенностей сложившейся экономической ситуации

В тяжелых экономических условиях меньше возможностей для того, чтобы реализовать инвестиционный бизнес-план, в структуре активов снижается наиболее ликвидная часть, а привлечь заемные средства намного сложнее, чем при обычных условиях хозяйствования. Кроме того, срабатывает и психологический фактор: неопределенность не позволяет осуществлять долгосрочные вложения. Таким образом, реализация новых инвестиционных проектов в данных условиях маловероятна. В то же время в тяжелых экономических условиях появляется больше причин для того, чтобы переосмыслить экономическую стратегию, по-другому взглянуть на состояние рынка и оценить эффективность других стратегий, которые могут быть реализованы предприятием. Здесь может идти речь и о пересмотре ассортимента выпускаемой продукции, и о пересмотре цен, и о поиске новой ниши, и даже о выходе на смежные рынки и т. д. Некоторые из этих решений подразумевают вложения во внеоборотные активы (например, частичное перепрофилирование предприятия, связанное с покупкой дополнительного оборудования) и, соответственно, разработку инвестиционного бизнес-плана. Но даже если дальнейшая жизнь предприятия не подразумевает капитальных вложений, разработка бизнес-плана поможет оценить эффективность предлагаемых концепций до принятия окончательного решения и сделать правильный выбор.

После того как рассмотрены основные понятия, определим нормативную базу бизнес-планирования.

* Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.