Оценка стоимости

Необходимость оценки бизнеса возникает достаточно часто и имеет большое значение для всех заинтересованных сторон. Руководителю такая оценка нужна для обоснования и принятия тех или иных решений, потенциальному покупателю или продавцу организации — при определении обоснованной цены сделки, кредитору — при решении о предоставлении кредита, страховой организации — при определении размеров страховой суммы, а инвесторам — при определении стоимости бизнеса, текущей и будущей.

Что же такое оценка стоимости организации?

Оценка стоимости организации — процедура по расчету рыночной стоимости организации, её активов и пассивов.

Для расчета стоимости фирмы зачастую используют два метода: затратный (метод стоимости чистых активов) и доходный (метод капитализации дохода). Как правило, чтобы получить действительно реальную оценку, применяются оба подхода, а затем проводится обоснованное обобщение результатов оценки предприятия, в результате чего достигается максимально достоверный результат.

Затратный подход

Затратный подход в оценке предприятия рассматривает стоимость с точки зрения понесенных издержек. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Метод стоимости чистых активов применяют в том случае, если организация обладает значительными материальными активами и ожидается, что будет по-прежнему действующим предприятием.

Метод чистых активов целесообразно использовать, если нельзя с высокой долей точности спрогнозировать доходы от бизнеса (например, фирма новая), но при этом у предприятия в распоряжении хорошие финансовые и материальные активы (например, инвестиции в недвижимость, ликвидные ценные бумаги). При расчете по методу чистых активов не учитываются перспективы развития компании.

Доходный подход

Доходный подход применяется в тех случаях, когда есть возможность составить представление о дальнейшем развитии компании. Оценка доходным подходом предполагает построение прогноза доходов. В зависимости от равномерности поступления доходов выбирается либо метод капитализации, либо метод дисконтирования.

Метод дисконтирования применяется при непостоянных финансовых показателях, а также в тех случаях, когда функционирование бизнеса прекращается. Оценка данным методом включает составление прогноза денежных потоков на каждый год прогнозного периода.

Метод дисконтированных денежных потоков предусматривает:

  1. определение горизонта прогноза (периода, в течение которого компания выходит на стабильные показатели развития, либо период, доступный для прогнозирования);
  2. определение прогнозной прибыли;
  3. расчет стоимости компании в постпрогнозный период;
  4. выбор ставки дисконтирования (учитывает ставку рефинансирования, ставки по государственным облигациям, доходность, ожидаемую инвесторами от аналогичных вложений и др.);
  5. расчет предварительной стоимости организации;
  6. внесение поправок и расчет итоговой стоимости.

Основной минус доходного подхода заключается в том, что не учитываются расходы, произведенные при создании бизнеса.

Цели оценки стоимости

Оценка бизнеса сегодня приобретает все большую значимость при принятии менеджментом компаний различного рода решений. Для любого предприятия она может стать тонким инструментом планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью. Применение оценки способно повысить эффективность использования ресурсов и обеспечить более высокий уровень безопасности и контроля.

Вот неполный перечень целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов:

Предприятие как юридическое лицо

  • Обеспечение экономической безопасности.
  • Разработка планов развития предприятия.
  • Выпуск акций.
  • Оценка эффективности менеджмента.

Собственник

  • Выбор варианта распоряжения собственностью.
  • Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации.
  • Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли.
  • Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия.

Кредитные учреждения

  • Проверка финансовой дееспособности заемщика.
  • Определение размера ссуды, выдаваемой под залог.

Страховые компании

  • Установление размера страхового взноса.
  • Определение суммы страховых выплат.

Фондовые биржи

  • Расчет конъюнктурных характеристик.
  • Проверка обоснованности котировок ценных бумаг.

Инвесторы

  • Проверка целесообразности инвестиционных вложений.
  • Определения допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестпроект.

Государственные органы

  • Подготовка предприятия к приватизации.
  • Определение облагаемой базы для различных видов налогов.
  • Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства.
  • Оценка для судебных целей.

Сейчас оценка бизнеса становится все более значимой для предпринимательской среды в целях принятия оперативных решений. Управление стоимостью — это управление будущим компании; следовательно, это неотъемлемая составляющая стратегии организации и бизнес-плана ее развития. Если стоимость организации растет, то это говорит об успешности бизнеса и растущих доходах.табельность активов будет выше.

К началу страницы